• 03.12.2020

Beket Izbastin: On investor relations, the future of Kashagan, the dispute with KPO and nationalization

Рассказывает генеральный директор ТОО "PSA", полномочного органа правительства в соглашениях о разделе продукции


– Бекет Темиртаевич, падение спроса на нефть и обвал цен из-за спада экономической активности в условиях пандемии перевели в зону риска экономику многих проектов по добыче и разведке нефти в Казахстане. В этих изменившихся условиях корректирует ли ТОО "PSA" как полномочный орган принципы, на которых строятся ваши отношения с инвесторами?

– Действительно, сегодняшняя ситуация в отрасли, включая ситуацию с пандемией вируса, заставила крупные компании скорректировать свои инвестиционные программы и планы развития. Все нефтегазовые компании в мире приступили к значительной оптимизации инвестпрограмм и сокращению штатной численности. У нас тоже операторами крупных проектов ведется оптимизация затрат.

Мы, в свою очередь, как полномочный орган также настаиваем на оптимизации затрат инвесторами, но других, не связанных с производственной необходимостью и человеческими                ресурсами.

– В одном из недавних интервью председатель концерна "Шелл" в Казахстане Оливье ЛАЗАР говорит, что в условиях низких цен на нефть среди нефтедобывающих государств усиливается конкуренция за иностранные инвестиции. И в этих условиях "нужно отойти от противостояния последних десятилетий и сконцентрироваться на создании ценности. Нам действительно необходимо работать сообща с целью сокращения бюрократических проволочек при реализации проектов, а также снижения рисков и препятствий для привлечения инвестиций". На ваш взгляд, как правительство страны и полномочный орган могут ответить на эти вызовы времени?

– В первую очередь замечу, нельзя называть нашу совместную работу с иностранными инвесторами "противостоянием". Как вы знаете, соглашения, заключенные с иностранными инвесторами, стабилизированы и преследуют такой довольно простой и понятный механизм, как "баланс интересов" между инвестором и Республикой. В этом смысле все возможные споры и разное толкование и интерпретация положений заключенных соглашений всегда решались дружественным путем и закреплялись соглашениями между сторонами.

Но вы же понимаете, что некоторые споры возникали при нарушении законодательства Республики Казахстан и взятых на себя обязательств со стороны иностранных инвесторов, что противоречит заключенным соглашениям. При этом с нашей стороны всегда есть понимание.

Пример тому – очередное заседание Совета иностранных инвесторов с представителями нефтегазовых компаний-членов СИИ, прошедшее 18 ноября под председательством президента Республики Казахстан Касым-Жомарта ТОКАЕВА. Руководители этих компаний озвучили перед главой государства ряд вопросов. Они касались широкого круга, в том числе это вопросы дальнейшего совершенствования законодательства в отрасли и наращивания инвестиций. По поручению президента правительство вместе с нефтегазовыми компаниями создало рабочую группу по проработке всех предложений, которые были озвучены на этом заседании. Все возникшие в этом году сложности заставляют всех нас пересматривать вопросы и перестраивать процессы. Поэтому президентом был выбран наиболее эффективный инструмент взаимодействия, как совместная рабочая группа.

– Если продолжить мысль о противостоянии – на протяжении нескольких лет правительство Казахстана ведет спор с международным консорциумом "Карачаганак Петролиум Оперейтинг" о формуле раздела продукции и прибыли. Звучали цифры о финансовых претензиях к инвестору на сумму более 1 млрд долларов США, представители правительства заявляли, что подан соответствующий иск в международный арбитраж. На какой стадии находится сейчас этот спор? Не считаете ли вы, что эти разногласия в свою очередь тормозят принятие окончательного инвестиционного решения по проекту расширения Карачаганака?

– Да, вы затронули интересную тему. Сначала отвечу на вопрос, на какой стадии находится сейчас этот спор. Скажу так: Республика и инвесторы достигли принципиальных договоренностей по урегулированию спора. Сейчас стороны обсуждают технические вопросы. И надеемся, что спор окончательно завершится в ближайшее время. После окончательного согласования, думаю, переговорная группа представит прессе всю необходимую информацию. Главное – основные позиции сторон согласованы.
А что касается проекта расширения Карачаганака, то основным критерием принятия инвестиционного решения являются, согласно рациональной практике, технико-экономические показатели проекта, другими словами, проект должен генерировать и приносить доход для сторон. Но вы же понимаете, что рекордное снижение мировых цен на углеводороды внесло коррективы в реализацию многих инвестиционных проектов во всем мире. Но в целом, с учетом ожидаемого восстановления цен на углеводороды, Проект расширения Карачаганака остается привлекательным для обеих сторон.

– В условиях, когда большинство месторождений в Казахстане прошли пик добычи, Кашаган способен обеспечить страновой рост добычи. Что сейчас происходит на шельфе? Когда будет утверждена концепция дальнейшего развития месторождения?

– Кашаган, несмотря на все сложности в отрасли в этом году, продолжает работать в штатном режиме. Сейчас достигнут стабильный уровень добычи – порядка 400 тысяч баррелей нефти в сутки, это 16 млн тонн в год. Детально рассказывать о проводимых сейчас работах на месторождении займет много времени. Поэтому вкратце обрисую вам обстановку.
За счет реализации двух краткосрочных проектов в скором времени объем добычи должен вырасти до 500 тыс. баррелей в сутки. Это модернизация компрессоров обратной закачки газа на морском комплексе месторождения до 2022 года, и строительство ГПЗ для переработки сырого газа с месторождения Кашаган в объеме порядка 1 млрд кубометров в год до 2024 года. Будет произведено разбуривание дополнительных добывающих скважин в рамках первой стадии – Фазы 2А на искусственных островах месторождения Кашаган и модернизация завода "Болашак". Эти работы должны быть завершены в 2027 году.

Кроме того, ведутся работы по увеличению добычи нефти на 200 тыс. баррелей в сутки в рамках Фазы 2Б за счет поставки 6 млрд кубометров сырого газа для утилизации. Всего же на месторождении планируется достичь уровня добычи нефти до 700 тыс. баррелей в сутки в рамках Фазы 2Б к 2030 году.

Объем работ в рамках Фазы 2Б огромный на самом деле. Предусматривается строительство новых искусственных островов, разбуривание новых добывающих скважин, строительство нового завода по подготовке нефти и газа на суше вблизи завода "Болашак" мощностью порядка 200 тыс. баррелей в сутки и поставкой примерно 6 млрд кубометров сырого газа в год так называемой "третьей стороне". Сейчас выполняются работы по выбору концепции оценки "третьей стороны".

В общем, работы там идут по плану. Проблем, которые могут помешать им, пока мы не видим. Поэтому хочется три раза сплюнуть и постучать по дереву.
– Во время карантина, вызванного пандемией, многие компании столкнулись с проблемами при перевахтовке части персонала из числа иностранных граждан, которые должны были прилетать на работу из-за рубежа. Как вы считаете, подстегнет ли этот опыт национализацию кадров на крупных проектах?

– Как известно, работа нефтегазовых месторождений относится к категории непрерывных производств. Во время карантина, вызванного пандемией, операторы месторождений Карачаганак, Кашаган и Дунга, это наши крупные СРП, работали в штатном режиме. Были приняты комплексные меры по недопущению распространения заболевания, в том числе и временная изоляция приезжающих иностранных работников.

Операторы провели анализ и дополнительное обоснование присутствия иностранных работников. В результате некоторая часть работников была переведена на удаленный режим работы. Иностранные работники, чье присутствие является критически важным для проведения безопасных работ, были допущены на свои рабочие места. Во всех случаях рассматривалась возможность постоянной или временной замены иностранных работников местными кадрами, и в некоторых случаях такая замена была проведена.

Опыт работы во время пандемии показал, что местные сотрудники хорошо справляются с возложенными на них обязанностями, а также и то, что все карантинные мероприятия были проведены своевременно. Но здесь я отмечу важную особенность – в основном, замена иностранных специалистов проходит вследствие работы по национализации кадров, эту работу мы начали намного раньше, только ситуация с пандемией немного ускорила этот процесс.

– 1 января 2021 года заканчивается переходный период, который Казахстану удалось отстоять при вступлении в ВТО, в течение которого он имел право требовать от недропользователей исполнения обязательств по местному содержанию в закупках. Как вы считаете, в течение этого пятилетнего переходного периода удалось местным поставщикам подготовиться к конкуренции на равных? Что их ждет с нового года?

– Проекты СРП по добыче углеводородного сырья отвечали требованиям ВТО с самого начала: товары и услуги, закупаемые операторами проектов, должны отвечать всем техническим требованиям и иметь конкурентную стоимость. Государство не требует достижения определенного уровня местного содержания или предоставления преференций местным поставщикам. Но крупные операторы проводят обучение местного персонала и местных поставщиков, оказывают содействие во внедрении международных стандартов, передачи технологий в рамках работы по корпоративной социальной ответственности и развитию системы поставок.

Местные поставщики получили хороший опыт работы с проектами СРП в предоставлении услуг и выполнении работ. Многие виды работ и услуг операторами закупаются у местных поставщиков уже давно. Однако в товарах, особенно высокотехнологичных, еще присутствует значительное отставание местных товаропроизводителей от своих зарубежных коллег. Но операторы продолжают системную работу по развитию производства определенных видов нефтегазового оборудования в Казахстане.

Более того, вы знаете, недавно Министерство энергетики объявило о создании Фонда прямых инвестиций развития местного содержания. Компанией "Шеврон" в рамках своих реинвестиционных обязательств перед Республикой планируется выделение средств в размере 248,5 млн долларов США на развитие местного содержания. Инвестиции будут вкладываться по трем направлениям технологии и IT: производство базовых товаров и сборка отдельных видов оборудования для нефтегазового сектора, а также охрана окружающей среды.

Также будет создан Международный центр развития нефтегазового машиностроения и сервиса. Центр будет заниматься локализацией производства товаров и услуг для нефтегазовой отрасли, в том числе и для нужд трех крупных операторов: НКОК, КПО, ТШО. Результатом многолетних совместных работ нас, как Полномочного органа и минэнерго с операторами, стало подписание 30 ноября в Нур-Султане с тремя операторами Соглашения о намерениях касательно создания Международного центра развития нефтегазового машиностроения.

 

Источник: ratel.kz