- 08.09.2020
Новые этапы в развитии местного содержания
Развитие казахстанского содержания остается одним из самых актуальных вопросов, который волнует представителей отечественных нефтесервисных компаний. После вирусной пандемии и объявленных карантинных мер данный вопрос обрел еще большую остроту. В Полномочном органе «PSA» произошли структурные изменения, которые коснулись функционала департамента, ответственного за развитие местного содержания в курируемых им нефтегазовых проектах. Дастан Абишев, директор департамента методологии закупок и развития местного содержания ТОО «PSA» рассказывает о новом этапе развития местного содержанияДастан Бахытович, пожалуйста, расскажите о направлениях, которые курирует Ваш департамент, после изменений в структуре Полномочного органа.
Сфера ответственности департамента была значительно расширена. Помимо вопросов развития местного содержания в закупках товаров, работ и услуг и кадрах на проектах СРП (Карачаганак, Кашаган и Дунга) департаменту были переданы вопросы внутренних закупок ТРУ Полномочного органа, курирование реализации социально-инфраструктурных проектов, разработке нормативно-методических документов по планированию и организации закупок операторов, включая вопросы внедрения электронных закупок на проектах. По вопросу методологии закупок уже появились определенные результаты, как, например, согласованные изменения в Тендерные процедуры операторов.
Какие основные изменения были внесены в процедуры?
В начале 2019 года Полномочным органом было инициировано внесение изменений в Тендерные процедуры Северо-Каспийского и Карачаганакского проектов.
Пакет предложений по внесению изменений и дополнений в Тендерные процедуры, подготовленный Полномочным органом, был передан операторам и материнским компаниям. Предложения касались изменения методологии проводимых закупок, после чего была проделана масштабная работа. В течение последующего года была проведена серия продолжительных переговоров с операторами и акционерами курируемых нами проектов по согласованию предложенных нами изменений и дополнений.
Таким образом, в начале апреля 2020 года были утверждены изменения в Тендерные процедуры операторов в части развития местного содержания и поддержки отечественных товаропроизводителей. В результате, в действующие Тендерные процедуры были включены такие понятия, как «условное понижение цены», «контракт в обмен на инвестиции» и «продление действующего контракта при условии локализации». Были установлены обязательные критерии по местному содержанию в тендерных предложениях, включены условия проведения тендеров исключительно среди местных поставщиков и партнерств с участием местных компаний. Также был определен порядок размещения программ закупа на веб-сайтах операторов, согласно которому операторам следует размещать программы закупа ТРУ с указанием краткой технической спецификации, объемов, бюджета и периода проведения закупок, что позволит бизнесу своевременно подготовиться к проводимым тендерам.
Мы ожидаем, что реализованные инициативы Полномочного органа внесут значительный вклад в дальнейшее развитие местного содержания и окажут дополнительную поддержку отечественным товаропроизводителям, способствуя их максимальному вовлечению в закупки операторов. Думаю, что данные меры особенно важны и своевременны в текущий сложный период, связанный с пандемией и ее последствиями.
Какие механизмы по поддержке казахстанских нефтесервисных компаний были заложены в этот документ?
В процессе закупа работ и услуг у нефтесервисных компаний заложены определенные механизмы поддержки отечественных поставщиков работ и услуг.
В соответствии с обновленными Тендерными процедурами, при проведении тендеров на работы и услуги, к поставщикам которых относятся нефтесервисные компании, предусмотрено предоставление обязательной информации. Так, участник тендера должен указать в своем Тендерном предложении целевой уровень местного содержания, процент местного персонала, а также планы по вовлечению отечественных поставщиков и производителей в процесс выполнения работ и услуг на уровне субподряда. При заключении контракта, данное предложение становится обязательством подрядчика.
Вышеуказанные критерии направлены на предоставление преимущества отечественным поставщикам работ и услуг при проведении тендеров.
Кроме того, при формировании контрактной стратегии применяется механизм отбора компаний, приглашенных к участию в закупе. К примеру, если на местном рынке присутствует достаточное количество отечественных поставщиков работ и услуг, то иностранные компании к закупу не допускаются. Для более сложных работ и услуг применяется требование по созданию совместных предприятий с участием отечественных компаний.
Полномочный орган уже больше года ведет активную работу с зарубежными производителями оригинального оборудования OEM (Original Equipment Manufacturer). В сентябре 2020 года в Атырау был подписан ряд соглашений о локализации производства некоторых видов товаров в Казахстане. Каких предварительных итогов удалось достичь с того времени? Какой ассортимент товаров планируется осваивать в Казахстане?
До настоящего времени ведущие компании нефтегазового сектора Казахстана проводили закупки товаров у признанных мировых лидеров по производству нефтегазового оборудования, большая часть которых относилась к продукции ОЕМ. Работа, совместно проделанная с операторами, определила суммы и объемы закупа ОЕМ-продукции, что позволило рассчитывать на создание ОЕМ-производителями, как малых, так и средних предприятий по производству товаров на территории Казахстана. Запуск таких смежных производств, поэтапное производство на базе запасных частей и ОЕМ-компонентов сократит импорт и откроет новые направления продукции, отвечающей потребностям операторов.
По итогам Круглого стола, проводившегося Полномочным органом 20 сентября 2019 года, совместно с операторами был проведен отбор наиболее перспективных ОЕМ-производителей для дальнейшей локализации в стране. Наибольшую заинтересованность в этом проявили такие компании, как John Crane, General Electric, Flowserve, Petrovalves, Emerson, ABB, Honeywell, Cameron и Baker Hughes.
С указанными компаниями были проведены переговоры, по итогам которых были разработаны Дорожные карты с установлением целевых индикативных параметров по уровню локализации ОЕМ-продукции. Согласно разработанным документам планируется локализация пяти-шести производств в ближайшие два года.
В перечень планируемых товаров, подлежащих локализации, относятся запчасти к шаровым и другим видам клапанов, жидкостные уплотнители, соединительные и ремонтные комплекты, запчасти к турбинам, компрессорам и насосам, газотурбинные фильтры и прочие товары.
За исключением специализированного нефтегазового оборудования, основная часть товаров приобретается EPC-подрядчиками нефтегазовых операторов. Как правило, подрядчики по своим внутренним правилам закупают товары и услуги у поставщиков. Какая работа по установлению конкурентного рынка среди подрядных организаций операторов ведется Полномочным органом?
Действительно, подрядные организации КПО и НКОК, в том числе подрядчики ЕРС-контрактов, осуществляют закупки ТРУ, руководствуясь своими собственными процедурами. Тем не менее, Полномочный орган применяет ряд механизмов, направленных на поддержку казахстанских субподрядчиков в ЕРС-контрактах. В таких контрактах должны быть предусмотрены «обязательные» пакеты определенных категорий ТРУ, которые необходимо закупать только у казахстанских субподрядчиков. Перечень таких пакетов только расширяется, ведь подрядчики должны максимально использовать существующие мощности и возможности казахстанских компаний. Так в проекте ПРК-1 Карачаганакского проекта список «обязательных» пакетов КПО был значительно расширен с учетом накопленного опыта в предыдущих инвестиционных проектах по поддержанию полки добычи.
Кроме того, в случаях присуждения ЕРС-контракта консорциуму или совместному предприятию, предусматривается обязательное выполнение определенной части работ казахстанским партнером. Также международные ЕРС-подрядчики должны разработать план обучения и программу развития местного персонала.
Данные механизмы оказывают содействие субподрядным компаниям в сфере проектирования, изготовления, строительства и эксплуатации, а также повышают уровень компетентности местного персонала и инженерно-технических возможностей казахстанских компаний.
В июне 2020 года на заседании Правительства РК министр энергетики заявил о создании Международного центра развития нефтегазового машиностроения и сервиса. Известно, что Полномочный орган ведет работу по созданию данного центра. Поделитесь, пожалуйста, более подробной информацией об этом проекте. Какие выгоды и перспективы сулит этот центр отечественному бизнесу?
В прошлом году мы посетили Центры исследований и разработок компании Shell и Eni. По результатам данных визитов появилась идея создания подобного центра на территории Республики Казахстан с участием трех крупных операторов (НКОК, КПО и ТШО).
В рамках заседания Правительства РК, проведенного 19 июня 2020 года, Министром энергетики РК было предложено рассмотреть вопрос по созданию Международного центра развития нефтегазового машиностроения и сервиса. Данное предложение получило поддержку со стороны Правительства нашей страны.
Следует отметить, что вопрос создания данного центра включен в План мероприятий по развитию нефтегазового машиностроения РК на 2019-2025 г.г., утвержденный Министерством энергетики РК и Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК.
Предполагается, что новый орган будет являться единым окном по взаимодействию местных товаропроизводителей и сервисных компаний с операторами крупных проектов, а также будет координировать проводимую работу.
Основной целью работы центра будет являться локализация производства товаров и услуг для нефтегазовой отрасли Казахстана. В частности, это касается нужд операторов, посредством открытия новых производств и сервисных центров, а также расширения возможностей существующих отечественных товаропроизводителей (ОТП) и сервисных компаний. Достижение цели будет основываться на устранении имеющихся пробелов у ОТП и сервисных компаний в производстве и поставке товаров и услуг для нужд операторов и дальнейшее развитие индустрии в целом.
Функции центра также будут включать в себя экспертно-аналитическую работу по определению средне- и долгосрочной потребностей операторов и дальнейшее оказание содействия ОТП и сервисным компаниям в организации новых или модернизации существующих производств товаров и оказываемых услуг.
В рамках проводимой работы в части развития и увеличения местного содержания в закупках ТРУ операторов, достигнуты определенные результаты. Однако, несмотря на проделанную работу, уровень местного содержания в закупках товаров все еще остается на относительно низком уровне. В этой связи создание данного центра послужит колоссальной помощью для налаживания производства на территории нашей страны, что приведет к повышению уровня доли местного содержания в крупных проектах.
Какие советы и рекомендации Вы можете дать отечественным производителям для установления партнерских отношений с КПО и НКОК?
КПО и НКОК разрабатывают месторождения нефти и газа, которые относятся к наиболее сложным отраслевым проектам в мире. Этот факт требует особенного подхода к производственной безопасности, к охране здоровья и труда персонала и защите активов и окружающей среды. Данный подход подразумевает выполнение работ на уровне высочайших мировых стандартов, что накладывает соответствующие обязательства на поставщиков товаров, работ и услуг данных проектов. Операторы предъявляют к своим поставщикам высокие требования по предварительной квалификации, безопасности, соответствию международным стандартам нефтегазовой отрасли, а также правилам документооборота и деловой коммуникации. В этой связи одной из главных задач КПО и НКОК является увеличение доли местного содержания в товарах, работах и услугах.
В свою очередь, всем отечественным производителям мы советуем наладить тесное сотрудничество с операторами. Далее, путем переговорных процессов развивать производственные возможности, проводить обучение и регулярно повышать профессиональную квалификацию сотрудников, а также своевременно разрабатывать требуемую документацию.