• 26.10.2015

"Укрощение строптивого"

Виктор Новоселов, Астана-Актау-Атырау 

Среди нескольких значений перевода слова "Кашаган", пожалуй, самыми точными будут определения "своенравный" и "неуловимый". Именно такой характер показало своим разработчикам гигантское нефтегазовое месторождение Казахстана, расположенное на севере Каспийского моря, и в течение последних нескольких лет ставшее настоящим испытанием для тысяч специалистов пытающихся "приручить" непокорную "кладовую сырья". 

Краткая справка 
Месторождение Кашаган было открыто в июне 2000 года скважиной "Восток-1" и является крупнейшим нефтяным месторождением на море. Западная часть Кашагана открыта в 2001 году, Юго-Западный Кашаган – в 2003 году. Месторождение находится в 80-ти километрах на юго-восток от Атырау и включает в себя 11 блоков месторождения Каламкас-море, Юго-западный Кашаган, Актоты и Кайран. По оценкам специалистов его коммерческие ресурсы составляют от девяти миллиардов до 13 миллиардов баррелей нефти. По прогнозам аналитиков, после начала эксплуатации месторождения, Казахстан имеет все шансы войти в пятерку нефтедобытчиков мира... 

Как показало время, важнейшая оговорка "после начала эксплуатации", увы, оказалось отнюдь не дежурным словосочетанием. К сожалению, процесс запуска столкнулся с целым рядом проблем, причем как объективного характера, так и попадающих в разряд типично форс-мажорных ситуаций. 


Как выяснилось в процессе подготовительных работ, месторождение имеет поистине гигантские размеры, но оно еще и без всякого преувеличения суперсложное в разработке. И по единодушному вердикту специалистов, проект добычи нефти на месторождении Кашаган с технологических позиций (а это и сложнейшие геолого-технические условия строительства скважин, и большие глубины залегания нефтеносных отложений, и аномально-высокие пластовые давления, наличие в нефти большого количества растворенного газа) является одним из самых сложных в мире. К этому добавляются большие климатические (здесь можно будет упомянуть замерзание части прибрежного шельфа Каспия), экологические, политические, финансовые, юридические и социальные риски. Поэтому, оптимистичное начало добычи на "Кашагане", которое планировалось в 2005 году, из-за технических сложностей сначала было перенесено на конец 2012 года, а затем дополнительно отодвинулось на весну 2013 года. Впрочем, за это время окончательно сформировался конечный состав участников проекта, которым теперь, собственно, и предстоит испытать на прочность свои силы. 

Краткая справка. 
В настоящее время оператором Северо-Каспийского проекта, в который входит и месторождение Кашаган, является консорциум "North Caspian Operating Company" (NCOC), акционерами которого являются AgipCaspian Sea B.V. (16,81%), KMG Kashagan B.V. (16,88%), ExxonMobil Kazakhstan Inc. (16,81%), Inpex NorthCaspian Sea Ltd. (7,56%), Shell Kazakhstan Development B.V. (16,81%), Total EP Kazakhstan (16,81%) и CNPC Kazakhstan B.V. (8,33%). Что же касается осуществления представительства от имени Министерства нефти и газа по вопросам реализации интересов нашей страны в Соглашении о разделе продукции по Северному Каспию, то эти функции возложены на созданное в 2010 году под эгидой НК "КазМунайГаз" ТОО "PSA". Именно оно несет ответственность за общий контроль над нефтегазовыми операциями, а также всеми социальными и инфраструктурными проектами... 

Как уже говорилось чуть выше, добыча нефти на Кашагане началась в середине сентября 2013 года. Однако буквально через пару недель после торжественного старта была обнаружена утечка попутного газа с трубопровода, идущего с "Острова D" на завод "Болашак". В результате, работы на Кашагане были в очередной раз приостановлены. После завершения ремонта 6 октября 2013 года скважины были открыты вновь, но уже 9 октября при плановой проверке того же газопровода были опять обнаружены следы утечки. Добыча нефти вновь прекратилась. Как пояснили результаты работы комиссии, непосредственной причиной утечки газа послужило растрескивание трубопровода под воздействием сульфидных соединений. В результате, вместо запланированного "черного золота" на повестку дня были вынесены новые ремонтные работы. 


– В настоящее время на Кашагане проводятся такие основные работы, как замена трубопроводов, работы по подготовке завода "Болашак" и морского комплекса Остров "Д" к возобновлению добычи, а также работы по верхним строениям и бурению в коллекторе на соседних к острову "Д" островах, – рассказывает генеральный директор ТОО "PSA" (напомню, что эта компания является полномочным представителем от нашей страны по вопросам реализации положений соглашения по разделу продукции по Северному Каспию) Кенжебек Ибрашев. – Коммерческая добыча на месторождении Кашаган начнется после завершения работ по замене трубопроводов и работы по данному проекту в настоящее время находятся на стадии выполнения… 


Как выяснилось буквально на днях, данные Кенжебека Ибрашева оказались весьма точными, и, как сообщил 6 октября управляющий директор ТОО "PSA" Мурат Журебеков, до конца этого года подрядчиками проекта будет представлен план полномасштабного освоения месторождения Кашаган 
– Из будущих проектов мы ожидаем в скором времени, что подрядчик нам представит план по освоению СС 01 – это строительство острова и двух компрессоров обратной закачки газа. Также, мы ожидаем, что до конца года начнутся концептуальные исследования по Каламкасу, а также до конца года подрядчик нам представит свое видение по полномасштабному освоению Кашагана", – сообщил Мурат Журебеков на форуме "Актауская декларация: синергия и локализация". 


Кроме того, согласно озвученным им данным, морская и наземная инфраструктура, построенная в рамках Этапа-1, рассчитана на объем добычи 450 тысяч баррелей в сутки, тогда как полномасштабное освоение Кашагана предусматривает увеличение до 1,5 миллионов баррелей в сутки. 
– То есть, еще фактически в три раза больше будет построено, – подчеркнул Мурат Журебеков. – Впоследствии, это все еще нужно будет обслуживать и сюда нужно будет поставлять запасные части, расходные материалы, сейчас мы к этому в принципе и готовимся, для того чтобы создать здесь, в Казахстане, новые производства, способные обслуживать в дальнейшем эти проекты… 


Что же касается непосредственно ремонтных работ, то согласно данным из открытых источников, в первую очередь была изучена первопричина возникновения проблемы. Для этого было проведено огромное количество испытаний и различных исследований, как со стороны консорциума NCOC, так и со стороны независимых экспертов, при поддержке профильных специалистов, предоставленных акционерами проекта. Трубные секции были направлены для анализа в ведущие независимые международные лаборатории, которые и обнаружили на некоторых трубах сульфидное растрескивание. При этом, основная цель проведенной работы заключалась в том, чтобы избежать подобных проблем при строительстве новых трубопроводов. Все результаты исследований были предоставлены Полномочному органу по СРП. А вот что касается коммерческих последствий дефектов на первоначально установленных трубопроводах, то это отдельный вопрос, который максимально тщательно изучается в настоящее время. 


В принципе, благополучно разрешилась спорная ситуация и с расходами на замену трубопроводов и списание той их части что вышла из строя. Согласно официальной информации консорциума, акционеры NCOC договорились с казахстанским правительством об отнесении расходов на первоначальные трубопроводы и их строительство к категории невозмещаемых в рамках СРПСК. По слухам эта цифра приближена к долларовому значению с девятью нулями. СРПСК также предусматривает исключение из категории возмещаемых расходов определенных затрат, понесенных на закупки и строительство еще и новых трубопроводов. Это тоже несколько миллиардов долларов. Таким образом, финансовое бремя в связи с дефектами на первоначально установленных трубопроводах несут акционеры проекта, а не Республика Казахстан, и возмещать потери придется непосредственно подрядчикам проекта. Кстати, здесь можно будет заодно вспомнить и то, что еще на согласовательном этапе самого проекта Казахстан оказался достаточно жестким переговорщиком при отстаивании собственных интересов. В результате, даже при такой сложной с юридической точки зрения форме разработки месторождения как Соглашение о разделе продукции (СРП), наша республика сумела добиться для себя как достаточных финансовых отчислений (в том числе и в виде штрафов за срыв сроков), так и получить выгодные переговорные позиции для обсуждения следующего этапа разработки месторождения и регулирования возникающих форс-мажорных обстоятельств (как, например, в случае с трубопроводом). 


Правда здесь возникает и другой, на мой взгляд, не менее закономерный вопрос: а какова гарантия того, что новые трубы будут лучше предыдущих по качеству и проект не столкнется с очередными проблемами по ремонту и демонтажу? 
– Давайте, прежде всего, поймем, что из себя представляет замена трубопровода на Кашагане, – разъясняет ситуацию генеральный директор ТОО "PSA" Кенжебек Ибрашев. – Мы говорим об укладке и сварке 70 километров трубы на суше и порядка 130 километров на море. Кроме того, около 30 км трубы проходят по заболоченной мелководной части моря. То есть, сама укладка нового трубопровода и его сварка представляют собой технологически очень сложный объем работ. Кроме того, работа на Каспийском море требует соблюдения очень высоких стандартов экологической безопасности. Все это осложняется еще и тем, что в зимнее время мелководная часть моря полностью замерзает и здесь также нужны специальные плавучие средства для осуществления логистических операций. 


В этой связи в 2014 году подрядчик провел анализ компаний-поставщиков в целях определения тех, которые смогли бы предоставить необходимое оборудование и услуги в соответствии с графиком и требованиями по обеспечению качества проекта по замене трубопроводов. 


Конечно, рассматривался вариант объявления тендера и приглашения различных компаний для этих работ. При этом, во-первых, эти компании должны обладать всем необходимым оборудованием и специальным флотом для работы на Каспии. Во-вторых, чтобы эти компании мобилизовали свое оборудование на Каспий нужно очень длительное время, а у нас его, к сожалению, нет. Нам нужно к концу 2016 года запуститься и нефть уже должна пойти по новому трубопроводу. 


Таким образом, другой альтернативы у Консорциума не было. Выбранная компания по строительству трубопровода имеет все необходимые мощности, мелководные баржи-трубоукладчики, специализированное морское и наземное оборудование, которое необходимо именно для строительства данных трубопроводов и соответствует предъявляемым требованиям. Компания будет работать по соответствующим планам и процедурам под надзором подрядчика в целях обеспечения высокого качества и своевременного завершения работ, а также технической целостности новых трубопроводов… 


Впрочем, одними только ремонтными работами модернизация проекта отнюдь не ограничивается. И как стало известно, в настоящее время изрядно расширяется доля казахстанского содержания. В частности, к несомненным достижениям в этой области относится то, что из года в год увеличивается число местных специалистов, работающих на проекте. А ведь в силу инновационного характера и технической сложности данный проект требует высочайшего профессионализма от персонала, так что уровень квалификации казахстанских сотрудников, безусловно, не может не радовать. Если же обратится к цифрам, то выяснится, что по состоянию на I квартал 2015 года 88 процентов сотрудников, занятых в проекте освоения месторождения "Кашаган", являются гражданами Казахстана. Для примера в 2013 году этот показатель был на уровне всего лишь 77 процентов, так что разница достаточно убедительная и серьезная. 


Как неоднократно, подчеркивали официальные лица страны (и в частности, в сентябре этого года данную информацию очередной раз подтвердил первый вице-министр энергетики Узакбай Карабалин), в плане работ на Кашагане не наблюдается никаких изменений и срок запуска, по-прежнему намечен на конец 2016 года. Безусловно, в ремонт и последующую модернизацию трубопроводов и оборудования были вложены значительные средства, Однако, по заверениям управляющего директора NCOC Стефана де Майе, дополнительные средства, которые требуются для начала добычи на месторождении, хотя и значительны, являются относительно небольшими по сравнению с уже потраченной суммой. Поэтому акционеры без особых колебаний поддержали все дальнейшие инвестиции, необходимые для полноценного ввода месторождения в эксплуатацию. 
Вне всякого сомнения со временем уникальный потенциал месторождения Кашаган будет реализован полностью по той простой причине, что срок СРП истекает в 2041 году и Консорциум должен извлечь максимальную выгоду от этого контракта. Поэтому, очевидно, что инвестор не будет останавливаться на достигнутом и ограничивать свою деятельность на Кашагане только лишь Фазой-1. По всей видимости, после повторного запуска добычи на Кашагане мы увидим его большое дальнейшее развитие, а это десятки миллиардов долларов инвестиций, десятки тысяч рабочих мест, как на самом Кашагане, так и в различных нефтесервисных компаниях, оказывающих услуги для проекта. Учитывая высокие требования Правительства РК и полномочных организаций по казахстанскому содержанию, можно смело предположить, что иностранные поставщики оборудования будут активно осуществлять трансфер технологий в нашу страну и открывать новые производства в Казахстане для того, чтобы иметь конкурентные преимущества при участии и выполнении заказов. Безусловно, дальнейшее освоение Кашагана окажет колоссальный мультипликативный эффект на всю экономику нашей страны и впоследствии оно еще не раз докажет свою рентабельность и перспективность. А безопасная и надежная добыча сырья на долгие годы станет надежным подспорьем для республиканского бюджета нашей страны. 

Источник: Статья была опубликована на сайте www.nomad.su